?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 Как сообщил официальный сайт УПЦ, 8 июля в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре состоялся Собор епископов Украинской Православной Церкви. В этот же день там же состоялся Юбилейный Собор УПЦ, в котором приняло участие 228 делегатов (архиереи, священники, монашествующие и миряне). Однако, как пишет «KM.ru», подготовка к Собору велась, со слов очевидцев, с поражающей поспешностью и какой-то нервозной суетой...
Известно, что в планах Собора епископов и Собора УПЦ было принятие ряда поправок в Устав Церкви, которые могли бы повлиять на отношения Украинской Церкви с РПЦ, а также на статус самой Украинской Церкви, а именно принятие шагов, направленных на автокефалию, что не могло не обезпокоить широкие слои православной общественности.
В связи с этим в Киеве накануне состоялся экстренный съезд православной общественности, собравший около 200 делегатов из регионов Украины. Практически все выступающие говорили о недопустимости утверждения целого ряда автокефальных поправок, содержащихся в Уставе 2007 года, и любых других каких бы то ни было автокефальных тенденций, сообщает «Информ-Религия».
Каноническое единство УПЦ с РПЦ - это главное условие защиты Православия и противодействия Церкви нынешней католической и сектантской экспансии, а также политики европейской интеграции, которая навязывает нашему православному народу антихристианские культуру, традиции, систему образования и т.п.
Другой важнейший вопрос - предстоящий визит Патриарха Кирилла на Украину. Особую надежду православные возлагают на то, что в этом году будет получено благословение на организацию ими крестного хода с Владимирской горки до Киево-Печерской Лавры после праздничного молебна.
Третьим вопросом стало обсуждение решения Синода УПЦ об отлучении многолетнего председателя СПБУ В.Лукияника от молитвенного общения с Церковью.
Как сообщил «Новому региону» один из участников мероприятия Дмитрий Жуков из организации «Православный выбор», на съезде принято обращение к участникам Собора УПЦ. В обращении высказывается опасение по поводу того, что в Уставе УПЦ содержатся пункты, позволяющие легализовать путь к автокефалии. В частности, авторы документа предлагают иерархам УПЦ убрать из Устава упоминание о «независимости в управлении и устройстве», поскольку подобные права может иметь автокефальная Церковь. Также в Уставе отсутствует пункт о том, что УПЦ получает святое миро от Московского Патриарха. Кроме того, в Уставе нет пункта о том, что для УПЦ высшей инстанцией является суд Архиерейского Собора РПЦ.
Такое оперативное реагирование православных на экстренный сбор Собора не могло не повлиять на его решения. Кроме того, светские СМИ вдруг заинтересовались церковными делами и своими сенсационными статьями немало озадачили церковных революционеров.
Например, украинская газета «Сегодня» в статье «В Украинской Православной Церкви назревает переворот. УПЦ 8 июля может попытаться стать более независимой от Москвы» написала: «Сейчас главная цель - утверждение изменений в устав УПЦ, которые усиливают ее независимость от РПЦ, - говорит источник в УПЦ. - Основное изменение - введение поста местоблюстителя, который будет исполнять обязанности Предстоятеля в случае его смерти или невозможности по тем или иным причинам исполнять обязанности».
Кроме того, многие делегаты Собора заранее сообщили о своей непримиримой позиции касательно вышеозначенных изменений в Уставе Церкви, пишет портал «Религия в Украине». В частности, игумения Анна (Морозова) заявила: «В преддверии Собора братия и сестры обители обратились к Священному Синоду и делегатам Собора с призывом не вносить каких-либо дополнений и изменений в существующий Устав об управлении Украинской Православной Церковью, которые могут отдалить ее от единства с Московским Патриархатом. Моя задача, как делегата от монашествующих Донецкой епархии, - донести эту позицию до всех участников Собора».
Все это, безусловно, и повлияло на участников Собора епископов и на делегатов Юбилейного Собора УПЦ - они приняли решение, согласно которому все поправки к Уставу, из-за которых и начались обвинения в желании дистанцироваться от РПЦ, будут обсуждаться позже специальной богословской комиссией под руководством донецкого митрополита Илариона.
Не могло не воздействовать на церковоначалие и молитвенное стояние православной общественности у центрального входа в Лавру. Более тысячи человек съехалось в этот день в Киев со всей Украины. Однако в саму Лавру, к Трапезному храму, где проходили заседания Соборов, верующих не пустили сотрудники милиции, находившиеся здесь в большом количестве. Пришлось православным общаться со священноначалием через громкоговорители и плакаты.
Как свидетельствуют фотоснимки с места события, верующие держали в руках транспаранты, в том числе и с такими лозунгами: «Нет экуменизму, окатоличиванию, автокефалии!», «Не дамо дробити Церкву!», ««Оранжевым» обновленцам не место в Святой Церкви!», «Церковь должна сказать твердое «нет!» электронному концлагерю», «Отлучили Лукияника - отлучайте пол-Украины!».
В это время у Ченстоховской иконы Божией Матери «Непобедимая Победа» два священника целый день читали акафисты и молебны, дабы Богородица вразумила делегатов Собора. Кроме того, с этой же целью вокруг Лавры был проведен крестный ход.
Как пишет «Газета.ru», когда дело дошло до обсуждения того пункта повестки дня, который мог хотя бы потенциально означать изменения в Уставе УПЦ, с критикой подобных изменений выступили представители Одесской и Донецкой епархий. Камень преткновения состоял в том, может или нет Патриарх Кирилл утверждать Устав УПЦ. Архиепископ Александр (Драбинко) за несколько дней до Собора пояснял, что раз УПЦ существует «на территории государства Украина», то, «согласно украинскому законодательству, гражданин другой страны не имеет юридического права утверждать официальные документы Украинской Церкви». Именно этот пункт и вызвал критику представителей двух епархий - Одесской и Донецкой. «Церковь идет не туда», - заявил во время своего выступления делегат от Донецкой епархии Виктор Нусенкис.
По информации «Коммерсанта», ряд архиереев, в частности митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (Саввин), в случае вынесения на рассмотрение Собора поправок к Уставу готовы были покинуть собрание в знак протеста. Однако ситуация с самого начала пошла по другому сценарию: выступая на закрытой части собора, Митрополит Владимир обратился к архиереям с заявлением, что внесение поправок является спорным вопросом, и предложил создать комиссию, которая рассмотрела бы целесообразность их внесения. Это предложение участники Собора поддержали.
Вместе с тем Собор утвердил все решения заседаний Архиерейских Соборов и Синода, принятые с 1992 года, создав таким образом коллизию. Ее суть состоит в том, что решением Синода УПЦ МП от 14 июня постоянными его членами, кроме уже присутствующих там семи архиереев, стали митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало), наместник Киево-Печерской Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел (Лебедь) и архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко). Изменение относительно увеличения числа постоянных членов Синода предлагалось внести и в Устав УПЦ МП, однако из-за того что поправки так и не были приняты, Собор утвердил Устав в редакции 2007 года, а по ней Синод состоит из семерых архиереев.
По мнению секретаря митрополита Агафангела, протоиерея Андрея Новикова, и этот Устав противоречит Уставу РПЦ: «В Уставе УПЦ МП, например, нет упоминания о том, что Патриарх Московский и всея Руси освящает миро для УПЦ МП. Не сказано, что общецерковный суд и суд Архиерейского Собора РПЦ являются судами высшей инстанции для УПЦ МП, хотя об этом прямо говорится в Уставе РПЦ», - сообщает «Коммерсантъ». Кроме того, в решении Собора есть фраза, что «данный Устав вступает в действие немедленно», что противоречит Уставу Русской Православной Церкви, согласно которому Устав вступает силу после одобрения Патриархом.
Многие отметили вот еще какое противоречие. При том что в решении Собора УПЦ есть пункт о молитвенном и каноническом единстве с «Русской Православной Церковью, через которую Украинская Православная Церковь соединена со всеми Поместными Православными Церквами», там говорится и следующее:
«Засвидетельствовать наше послушание Матери-Церкви, ее Предстоятелю и просить Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и дальше быть гарантом нашего единства в союзе мира». То есть если раньше под понятием Матери-Церкви, с которой УПЦ должна быть единой и даже являться составной частью, понимали именно Русскую Православную Церковь, то теперь делегатам Собора как бы невзначай было предложено (и проголосовано ими от всей полноты УПЦ) новое толкование этого понятия. И это, согласитесь, не может не настораживать.
А вот глава Союза православных братств Украины Валентин Лукияник считает, что УПЦ МП должна вернуться к своему первоначальному названию - Русская Церковь. Об этом он заявил на пресс-конференции. «Отход наш от названия РПЦ приводит к тому, что мы все время куда-то отступаем, крошимся, идем не туда. Мы отказались от тысячелетней истории Русской Церкви», - цитирует «Новый регион».
В то же время клирик Днепродзержинской епархии протоиерей Евгений Максименко призвал включить в титул Патриарха Московского и всея Руси слово «Киевский». В статье, опубликованной на сайте храма Рождества Христова, он пишет, что «для фиксации духовного подъема народа Украины после приезда Патриарха Кирилла необходимо в кратчайшие сроки организовать выполнение решения Священного Синода об устройстве патриаршей резиденции в Киеве с представительством во главе нее российского архиерея».
Отец Евгений отметил, что в УПЦ сегодня есть те, кто «действительно и откровенно желали бы усугубить раскол, но не уврачевать его». По словам священника, «сторонники отделения от Москвы» есть в лоне канонической Украинской Православной Церкви... Им выгоден раскол. И раскольникам, и затаившимся в УПЦ «засланцам»», - пишет священник.
Ничто не ново под луной. Все это уже не единожды происходило в нашей Церкви. Об этом пишет в своей статье «О церковных революционерах» на портале «Русская народная линия» Олег Слепынин:
«Когда в декабре 1917 года к Митрополиту Киевскому Владимиру (Богоявленскому) заявилась комиссия церковных реформаторов от Центральной Рады с требованием освободить кафедру и покинуть Киев, владыка напомнил: «А знаете ли вы, что первый революционер был диавол?» И с горечью обличил: «А вы делаете революцию в Церкви Христовой». Святитель остался верен Церкви и своей совести, последовал примеру Христа и снискал мученический венец... Вслед за священномучеником Митрополитом Владимиром на предложения церковных революционеров, рвущихся к власти, должны будут дать ответ все чада Русской Православной Церкви - духовенство и миряне. Так было, так есть».

Подготовил Юрий Истомин 

Обзор главных событий недели
Газета "Мир" №26 от 12 июля 2011г

Profile

snd_mir_istomin
Yuriy Istomin

Latest Month

Декабрь 2015
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow